ПОХОРОНЫ
Никто не плакал.
Стаскивали с крыш.
Плясали кони.
Плавился асфальт.
А всё-таки - не Лондон, не Париж!
Московский в доску трубадур и скальд!
Никто не плакал,
и коней плясать
сюда пригнали -
не давить! не танки!
И, как с галёрки, с жарких крыш слезать
не собирались зрители Таганки!
По переулкам лопался заслон,
и прорывался следующий... третий...
Быть или бить?!
А ветер - из знамён
на перекрёстке
наших двух трагедий!
А в те знамена пеленать - кого?
Причём тут славный Фортинбрас и Гамлет?
Нет, не спровадить за море - мертво
словцо монарха, коль горит пергамент!
Никто не плакал, нет, не умирал,
и долгожданный вынос был как выход...
Распоряжался пьесой генерал,
с мильонным вдохом чередуя выдох.
ПЛОЩАДЬ
Народ безмолвствует...
Пушкин, "Голос Америки"
В каком ещё столетье - у цыганки
выпытывай, авось, и не соврёт -
родится тот, кто снова так умрёт,
что "Гамлета" отменят на Таганке?
Хоть на два, а, хоть на три наперёд
загадывай, заглядывай с изнанки...
Ещё, пожалуй, врать не станет янки:
по-русски в полночь скажет, что народ
безмолвствует, что больше на Руси
нет площадей - лишь эта, у театра.
Не у Сената. Всадники на ней...
Я там была! Ты у меня спроси,
как он безмолвствует, в какую пушку ядра
закатывает и куда коней
гнать хочет.
Правда, затомились в стойле.
И - правда, правда - заедали крик
мы белым хлебом, плач топили в пойле.
Чужую юность вычитав из книг,
мы молодыми не были, и в поле,
в том чистом поле, где главой поник
то ль сам Олег, то ль конь его - двойник, -
змею к земле копьём не прикололи!
Я там была, и я клянусь тебе,
что вместе с ним безмолвствовала тоже.
Не дожидаясь траурных речей,
играл трубач безмолвно на трубе,
и та змея, в своей последней коже,
шипела из-под копий и мечей.
РЕЖИССЁР
Эти тучи белые - не из ваты.
Тихо в яме оркестровой.
Эти тучи белые тьмой чреваты -
или даже мировой катастрофой!
Этот белый занавес - не опущен.
Режиссёр наш хоть и вежлив - не льстив:
не скрывает, куда топает Пущин,
Пушкина в изгнаньи навестив.
Всё, что за кулисами, что между строк,
выведет на чистую воду.
Не у каждой ссылки двухсотлетний срок,
и не каждый каторжник делает погоду!
Эти тучи белые - скупая декорация.
Приволок носилки бородатый санитар.
Скажет Гамлет, умирая:
- Друг Горацио,-
юный мир на самом деле стар...
- Друг Горацио...
Прервут "на-заграницу" интервью.
Но, с галёрки на галеру пересев в лихую пору,
станет зритель наш подобен работяге-муравью:
по пушинке, по соринке сложит каменную гору!
Просто гору - а не мавзолей,
не курган, не пирамиду.
Похороны, как ни плачь, а всё же веселей
свадьбы, сыгранной для виду.
Нанесут, навьючат гору - до насупленных небес.
В гору, в гору, в гору - кому дорого дыханье.
На горе на той - охотник с ружьецом наперевес,
да гоняют чаи два пастуха в духане.
И никто не знает, где заветная черта
и какие заиграют исторические вехи.
Похороны похоронам рознь и не чета.
За кем из нас медали - а на ком доспехи.
ПЕРЕСЕЛЕНЬЕ ДУШ
И кто с кого на этом свете взыщет?
И как узнают обо мне потомки?
Моя двоится - иль квартиры ищет твоя,
чужая /говорят - потёмки/?
Ах, умирают не от двоедушья.
Уж как-нибудь перезимуют обе.
Твоя душа не дудочка пастушья, -
да и моя не то что бы в утробе.
Твоя, моя...
конечно, тесновато,
и грудь болит, и рёбра выпирают.
Но на Руси странноприимство свято, -
а постояльцев разве выбирают?
И ты погиб ли, ты сошёл с ума ли, -
твоей душе бессмертие сулили...
Вот только зданье как бы не сломали,
и как бы снова не переселили.
ЗЕМЛЯ
Не пыль она, не прах она,
не твердо - а стоим!
Но аж до дна распахана
радетелем своим.
Поблёскивает недрами,
сердечко холодит,
подхваченная ветрами,
куда-нибудь летит.
Всего четыре стороны,
и каждый ветер прям...
Выклёвывают вороны
глаза богатырям.
ПЛАЧ
Всю эту землю тленьем тронешь,
всю эту воду замутишь,
зловещим карканьем - Во-ро-неж! -
спугнёшь его степную тишь.
Мы по окраинам недаром
себя припрятывали впрок, -
но было суждено гитарам
хрипеть не вдоль, а поперёк!
Гарсиа Лорка, Виктор Хара -
а тех, кого не назвала, -
всё та же участь, та же кара -
и в тот же чин произвела.
Нас не вписали - в деисусный, -
своя звезда над головой...
Вновь становился речью устной
наш плач, переходящий в вой.
"Я НЕ ЛЮБЛЮ"
Я также против выстрелов в упор...
В.Высоцкий
После стольких выстрелов в упор...
Браво, браво! хоть и странно, право:
мимо цели бьёт сосновый мой сыр-бор,
вхолостую ухает кудрявая дубрава.
Разбежались сосны и. дубы,
по домам распущенное войско.
Ах, да мы, да нам, да если б, да кабы
нас с тобой слепили не из воска!
Мы стоим как вкопанные, вид
переняв у дерева. Похоже!
Разница лишь в том, что дуб душой не покривит,-
а мы жёлуди, нам жить, нам стоит лезть из кожи.
Только разве жёлуди умеют - наповал,-
жёлуди не пули и не пушечные ядра.
Ах, никто тут никого не бил, не убивал,-
зритель, нет, свидетель себе под нос напевал,-
с похорон валил, как из театра.
Ничего, что угодили в непредвиденный фавор.
Ничего, что мир наш грубо намалёван на фанере.
Надоела подоплёка, опротивел разговор -
и актёры заиграли в древне-греческой манере!
Нет ни пуль, ни пороха, ни зла
у судьбы в крестьянском арсенале.
Чья бы смерть нас за сердце взяла,
чтоб с самих себя осаду сняли?!
После стольких выстрелов в упор
на убийц найдётся ли управа...
Мимо цели бьёт сосновый мой сыр-бор,
вхолостую ухает кудрявая дубрава.
КОНЦЕРТ В ТОРОНТО
Ночь смыла черту горизонта -
и ту, что меж нами, черту.
Торонто, торонто, торонто -
запретное слово во рту.
Часть света - ни та и ни эта.
На части не делится свет!
Трубите, - мол, песенка спета!
Тряситесь над грудой кассет!
Где мыши, да пыль вековая,
да залежи пролитых руд,
усохшей головкой кивая,
высиживай, дедушка, труд.
Пиши: - В позапрошлое лето,
такого-то дня и числа...
Я тоже пришла без билета!
Я тоже кудрями трясла!
Заведовал древним обрядом
глухих молодцов эскадрон.
А я и не знала, что рядом -
Торонто, Торонто, торон...
КЛАДБИЩЕ
- Это родина, мама?
- С чего ты взяла?
-Вот берёзка, вот яма...
-Что-то публика не весела...
-Кто он, мама?
- Не помнящий зла.
- А родство?
- И родства.
.......................................
Чередуясь, листва
покрывает то небо, то глину.
- Ну, так родина?!
- Наполовину.
- Где же, мама, ещё одна? - да не таи:
у чужих, у прохожих разведаю.
-Тут чужих не хоронят, тут предки твои.
-Той захочешь - расстанешься с этою.
ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Я не была в театре на Таганке...
И Лермонтов был к Пушкину не вхож.
Но - профиль в профиль - больше, чем похож!
Не перерезать пуповину - нож
тупой и плоский - не чета чеканке!
Нет, - ЦЕПЬ ВРЕМЁН российских не порвать.
Не Дания и не средневековье.
Одно на всех сияет изголовье.
Хоть и не скатерть - будем пировать!
Пир - западня.
Не крепость, не редут,
не умопомраченье Дон-Кихота.
Но уж чума свирепствовала тут,
микробу жрать нас больше неохота.
Эй вы!
не ставьте часовых у входа!
На Страшный Суд апостолов ведут!
Пусть всё наружу, даже если гной.
Копить ещё? -
не выдержит копилка.
Врать дальше? -
но кому?! -
так искренне, так пылко
врать при свечах...
а свет уже дневной!